IX Международный конгресс рыбаков, Круглый стол №2. «Развитие несырьевого экспорта как средства борьбы с ННН-промыслом»

Развитие глубокой переработки на территории регионов Дальнего Востока и др. меры,  способствующие снижению объемов ННН-промысла

 

С.Е. Лелюхин

Президент Ассоциации разработчиков, производителей и поставщиков рыбоперерабатывающих комплексов и оборудования, к.э.н.

В.В. Николаев

Генеральный директор ЗАО «Биржа «Санкт-Петербург»

 

В последние годы в большинстве субъектов Дальневосточного федерального округа значительное внимание уделяется  вопросам развития региональных рыбохозяйственных комплексах, что нашло отражение в долгосрочных целевых программах, принятых в Камчатском, Приморском и Хабаровским краях, Сахалинской и др. областях.

 

Однако, как показывает практика, для ряда регионов,  существенным фактором сдерживающим рост производства в области переработки рыбы и морепродуктов является проблема утилизации возникающих при этом производственных отходов. На сегодняшний день имеющееся на большинстве рыбоперерабатывающих предприятий ДФО оборудование не позволяет обеспечить защиту окружающей среды на должном уровне, и, кроме того, производить из вторичного сырья качественные продукты для последующего использования в сельском хозяйстве, медицине и др. отраслях.

 

По мнению экспертов, решение данной проблемы видится в создании на территории отдельных субъектов (в первую очередь это относится к Приморскому краю и Сахалинской области) биотехнологических кластеров по переработке отходов рыбного сырья и недоиспользуемых объектов промысла, который может состоять из нескольких отдельных предприятий, привязанных к основным центрам рыбопереработки муниципальных образований с различной производительностью, и быть связанным с единым центром производства и логистики. Подобная схема позволяет максимально сохранять сырье (отходы рыбопереработки) и существенным образом увеличить качественные показатели технической продукции, производимой из вторичного сырья – муки и жира.

 

 Предполагаемые инвестиции в создание одного биотехнологического кластера оцениваются на уровне 500 млн. рублей. Однако, принимая во внимание, реальные объемы добычи рыбы предприятиями только Сахалинской области, уже в первый год функционирования кластерного образования по переработке отходов рыбного сырья на территории названного региона, прогнозный рост валового регионального продукта составит более 330 млн. рублей, средняя стоимость 1 тонны готовой рыбной продукции увеличится на 20%, а поступления доходов в консолидированный бюджет Сахалинской области возрастут более чем на 25 млн.  рублей.

 

Наряду с рыбодобывающими предприятиями, в качестве одного из участников подобного кластера могло бы выступить и ООО «Технологическое оборудование», входящее в Ассоциацию разработчиков, производителей и поставщиков рыбоперерабатывающих комплексов и оборудования (АРППРКО). Названная компания имеет практический  опыт проектирования и реализации технологических решений с применением безотходной технологии переработки донно-пищевых и лососевых пород рыб, которые доказали свою эффективность  в условиях Сахалинской области и Камчатского края. За последние годы, с участием ООО «Технологическое оборудование» были полностью модернизированы перерабатывающие комплексы более 30 компаний рыбохозяйственного комплекса Дальнего Востока. К сожалению, пока ни одна из компаний, зарегистрированных в Сахалинской области не смогла решить вопрос, связанный с глубокой переработкой отходов именно лососевых пород рыб, хотя эти технологии с нашим участием, успешно освоены отдельными предприятиями в Камчатском крае.

 

В результате совместной работы с ДВО РАН специалистам ООО «Технологическое оборудование» удалось сконструировать линии по переработке рыбных отходов на основе декантерной центрифуги (производство компании «Альфа Лаваль»), что было положено в основу технологи, предназначенной для непрерывной переработки рыбных отходов в высококачественную рыбную муку (в соответствии с ГОСТ 2116-2000) и пищевой рыбий жир (в соответствии с ГОСТ 8714-72). Используемые при этом технологические решения,  позволяют гибко подойти к вопросу подбора необходимой производительности, и могут быть реализованы как для муниципального предприятия, так и для отдельного предприятия. Данный комплекс оборудования имеет высокую степень автоматизации, что позволяет гарантировать получение качественного продукта на выходе, при заданных параметрах продукта переработки на входе.

 

Вам известно, что во время лососевой путины особенно активизируется  браконьерский или т.н. незаконный, несообщаемый и нерегулируемый промысел водных биоресурсов (ННН-промысел) представляющий  прямую угрозу для сохранения и рационального использования запасов данных видов водных биоресурсов. При этом, браконьеры, изымая икру, в ряде случаев просто выбрасывают потрошенные тушки рыбы, что крайне негативно влияет на состояние окружающей среды и может привести к экологической катастрофе.

 

Предлагаемые нами решения, наоборот, приведут к экономической заинтересованности добытчика в переработке, как сырья, так и отходов, что в свою очередь повлечет за собой снижение объемов незаконно добываемых ВБР.

 

В последние годы Правительство Российской Федерации уделяет значительное внимание противодействию незаконному промыслу водных биологических ресурсов. Распоряжением Правительства РФ от 25 декабря 2013 г. N 2534-р  был  утвержден  Национальный план действий по предупреждению, сдерживанию и ликвидации незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла (ННН-промысел).

 

Согласно названному Плану, в целях противодействия ННН-промыслу и устранения причин и условий, способствующих формированию и развитию такого промысла, Российской Федерацией предусмотрено выполнение ряда мероприятий, в том числе:

 

  •  усиление контроля за оборотом уловов водных биоресурсов, ввозимых на территорию Российской Федерации и вывозимых за ее пределы;

  • создание системы отслеживания происхождения уловов водных биоресурсов на всех этапах их перемещения;

  • развитие международного сотрудничества в области противодействия незаконному, несообщаемому и нерегулируемому промыслу и незаконному обороту уловов водных биоресурсов.

По мнению, экспертов, повысить эффективность этих мероприятий может использование такого инструмента рыночной экономики как биржевая торговля водными биоресурсами и продуктами их переработки, т.к. система электронных торгов позволяет в автоматическом режиме вести учет всех сделок совершаемых как с сырьем, так и произведенной из него продукции любой степени переработки.

 

С мая 2014 года по инициативе ЗАО «Дальневосточная рыбная биржа» на базе ЗАО «Биржа «Санкт-Петербург» при содействии Российского союза товаропроизводителей была открыта единая биржевая площадка для электронной торговли водными биоресурсами и продуктами их переработки, производимыми предприятиями Российской Федерации, в основе которой лежит принцип работы через удаленные терминалы. Проект был поддержан Федеральным агентством по рыболовству (исх. № 1758-АП/У09 от 28.03.2014 г.).

 

В последующем, по результатам работы торговой площадки, планируется рассмотреть вопрос о создании во Владивостоке на базе ЗАО «Дальневосточная рыбная биржа» (при непосредственном участии ЗАО «Биржа «Санкт-Петербург» и финансовой поддержке ОАО «Россельхозбанк») специализированной биржи по торговле ВБР с допуском к торгам иностранных участников, которая могла бы органично вписаться в структуру рыбоперерабатывающего кластера, создаваемого на Дальнем Востоке в соответствии с Перечнем поручений Президента Российской Федерации Путина Владимира Владимировича Пр-613 от 21.03.2013 года по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса.

 

Выступая на совещании о перспективах развития рыбохозяйственного комплекса, проходившем 23 апреля 2014 года в Магадане, Председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев отметил, что «…решение об обязательной доставке на нашу территорию всего улова, который добыт в исключительной экономической зоне России, позволило сделать работу отрасли прозрачнее. Была создана и отраслевая система мониторинга, которой пользуется не только Росрыболовство, но и Федеральная служба безопасности. Благодаря такой работе всё-таки удалось сократить нелегальную добычу рыбы».

 

Учитывая, что в стране начала функционировать единая биржевая площадка для электронной торговли ВБР, считаем, что принятие решения на уровне Правительства России об обязательном приобретении иностранными компаниями рыбы и морепродуктов, добытых в российской исключительной экономической зоне, через систему биржевых торгов с одновременным получением сертификата происхождения продукции, существенным образом затруднило бы реализацию незаконно добытой рыбы и морепродуктов и способствовало бы защите законных прав российских рыбаков.

 

Добавлено 10 сентября 2014 г.