Проблемы и приоритеты стабилизации развития Рыбохозяйственного комплекса Дальнего востока»

 

д.э.н., профессор кафедры «Производственный менеджмент» Дальрыбвтуза

Д.К. Шевченко


Развившийся мировой финансовый кризис отрицательно повлиял на развитие науки и техники, инновационных процессов в стране, что обусловлено общим спадом объемов производства, реализации продукции и значительным снижением прибыльности предприятий (фирм). Россия, не успев отправится от системного кризиса переходного периода, оказалось перед лицом мирового финансового кризиса, который в определенной мере усугубил ряд еще нерешенных структурных проблем, порожденным системным кризисом переходного периода.

 

К этим проблемам, в первую очередь высока ресурсоёмкость продукции , структура производства, низкая инновационная активность, производительность труда и конкурентоспособность продукции отечественных производителей на внутреннем и внешнем рынках. Мировой финансовый кризис обнажил все недостатки не только в инвестиционном и кредитно-банковском секторе России. Он вскрыл крупнейшие недочеты и диспропорции в экономике страны и в системе ее регулирования.

 

Для решения проблем правительство РФ приняло в марте 2009 г. программу антикризисных мер на 2009 г. и последующие годы, где определены основные проблемы и приоритеты по выходу из кризиса.

 

Однако слабое развитие науки и техники в совокупности с устарелым хозяйственным механизмом управления экономикой стали причиной глубокого экономического роста, прибыльности работы предприятий и внутреннего спроса на отечественную продукцию.

 

Это обусловило снижение производительности труда объемов производства, роста инфляции, безработицу и снижение реальных доходов населения.

 

В принятой правительством РФ программе антикризисных мер на 2009 и последующие годы предполагала комплексное решение проблемы, среди которых предложена коренная модернизация всей экономики на основе радикального хозяйства. Такой подход Правительства был обусловлен необходимостью обновления устаревших производительных фондов, применяемых новых технологий, механизмов управления экономикой. См. рис. 1(Проблемы и приоритеты их решения).

 

Важное место в программе уделено ресурсосбережению и энергосбережению, как важнейшее условие повышение эффективности и конкурентоспособности продукции из-за высоких затрат и применение устарелых ресурсоемких затратных технологий в России и бывшем СССР самая высокая трудоемкость и материалоемкость продукции на 1 руб. ВВП до 60 % доходят материальные затраты и только 40 % и составляет номинальный доход.

 

На пример в Японии, США, Южной Карее и других промышленно развитых странах наоборот национальных доход составляет 55-70 % в составе ВВП. Это обусловлено тем, что в РФ слабо внедряются инновации и в частности малоотходные, безотходные технологии.

 

В России 25-27% предприятий инновационного типа в то время зарубежная их 50-56%. В результате в России производительность труда в 3-4 раза ниже чем за рубежом в Японии, США, Германии, Франции и других странах. Так же ниже качество и конкурентоспособность продукции в комплексе обусловленных и низкую прибыльность продукции и услуг. Все это упирается в низкую организацию труда на Российских предприятиях. Например, на Японских предприятиях эффективность производства, качества и конкурентоспособность обеспечивается высокоэффективным управлением базирующемся на идеологии знаний его и соответствующим принципам и методам управление персоналом с максимальным использованием потенциала человеческого фактора. В Японии идеология управления простроена на национальных чувствах, родовом, общественном строе, беспредельной преданности фирмам и японскому государству, как самому гуманному в мире. Эта идеология управления построена на следующих принципах:

 

1. Инновационность японского бизнеса – ориентирована на построенное обновление производства и оправленного на выживание японцев и становление Японии как передовой стран I Принцип – ориентация на НТП и инновацию в мире.

 

Эта идеология в совокупности с пожизненным наймом и чувством «гири» формирует техническую политику, стратегию и механизм воздействия на организацию и управлением производством. Их девиз – постоянное обновление оборудования, инструменты только новейшими в мире образцами; выпуск продукции только наивысшего в мире качества и более дешевой. В области подготовки кадров только наивысшей квалификации. Подобная идеологическая обработка рабочих в духе патриотизма и преданности японской нации является мощнейшим средством насаждения жесткой дисциплины, смирения перед трудностями, высокую степень творческой активности, новаторство и бережные отношения к капиталистической собственности.

 

Вторым важным принципом бизнеса является ориентация на конкуренцию, которая раскрывается на базе анализа вопросов номенклатуры, диверсификации и конкурентоспособности продукта, рассматриваемых в тесной связи с инновацией и рыночной конъюнктурой и стратегией, где особо учитывается влияние диверсификации на оргструктуру управления и рынок.

 

Выбор и реализация стратегии конкуренции, позволяют японскому бизнесу постоянно находится на острие обновления продукции в борьбе за конкурентное выживание и постоянный рост доходов. Такой подход является следствием: интенсивные капиталовложения в обновления и модернизацию оборудования, огромные усилия на повышение качества, снижение стоимости, цены выпускаемой продукции.

 

Третьим принципом, характерным для японской идеологии, является централизм и мягкость их организации. Главное, что учитывается здесь, так это связь структуры и стратегии компании: с изменением структуры функции и методы управления.

 

Главное здесь – централизация власти и учет «человеческого фактора» как важнейшего ресурса, существенно влияющего на методы управления.

 

Четвертым принципом является особое отношение компании к своим рабочим. Сущность состоит ее в том, что единая семья, где все равны и фирма заботится о рабочих и служащих, помогают друг другу, и у них одни цели и заботы. То есть проповедуется, что японский бизнес самый эффективный и самый гуманный в мире бизнес и это во многом находит подтверждение в конкретных делах фирмы.

 

Наряду с идеологической обработкой фирмы широко представлена система подготовки и переподготовки кадров наивысшей квалификации, воспитание культуры производства, аккуратности высокой технологической дисциплины, ответственности и умение быстро перестраиваться на новые виды продукции и системы управления и т.п. повсюду насаждается взаимная вежливость и коммуникабельность и взаимопомощь в общении. Только благодаря такой идеологической обработки и ответственности за порученное дело, японцам удается все освоить, добиться высочайшего качества продукции и низких ценна нее. Этому в большей мере способствует насаждение в японских фирмах инновационного климата, создающего благоприятные условия и доброжелательные отношения в коллективе к инновационной деятельности и всеобщего взаимопонимания.

 

Каждая, даже небольшая фирма, старается создать у себя что-нибудь новое, экстравагантное, выдающиеся, чего нет у других, и что является предметом их гордости.

 

Такой подход обеспечивает настрой рабочих на совершенствование труда, культуры производства и инновационный прогресс в своей деятельности. Особенностью японских методов управления – это четность персонала управления участком, цехом, бригадой. Не бывает случаев, когда руководство компании обмануло рабочих и служащих, т.е. пообещало и не выполнило своих обязательств перед ними в области оплаты труда, социального обеспечения, продвижение по службе ит.п.. Это вселяет уверенность у работников в справедливость руководства и заботе о них. Поэтому рабочие и сами работают самоотверженно, болеют за результаты своего труда качество продукции цеха, завода.

 

Это позволяет максимально использовать потенциал человеческого фактора, трудовых и прочих ресурсов; легче, эффективнее осуществлять управление производством инновационной деятельности и достигать поставленной перед фирмой цели.

 

К сожалению в России этим похвастаться не можем. Сплошные обещания, обман недоверие к своему руководству привели к скрытым и явным протестам, и как следствие, безразличие к экономии и бережливости. Ряд специалистов утверждают, что высокой эффективности управления можно достичь без идеологизации управления. Главным управлением экономикой является здравый смысл, научный подход, обоснованное стимулирование труда.

 

Можно ли при этом снимать со счета и считать второстепенный человеческий фактор и идеологизирование управления инновацией и бизнесом? Это еще вопрос.

 

Ведь по всей сущности управления всегда носило императивный – командный характер, выполнило волю господствующего класса, руководства фирмы, концернов, и осуществлялось в их интересах. Поэтому трудно представить управление, построенное против руководства фирмы, концерна, без учета человеческого фактора и четкого сочетание интересов. В современных рыночных отношениях в России управление производством построено без должного учета человеческого фактора и прогрессивной идеологии управления производством и инновационной деятельности. Отношения между работниками и персоналом управления строятся на принципах жесткого администрирования, без должного сочетания интересов трудящихся и стимулирования труда. Поэтому на большинстве особенно малых предприятиях процветают урезание социальных благ, занижение заработной платы и полной защиты прав трудящихся со стороны профсоюзов, которые не всегда выполняют свих функций и поддерживают в основном администрацию предприятия.

 

В своем докладе я раскрыл лишь основные проблемы, стоящие перед государством и промышленностью больше теоретического направления. Поэтому прошу участников конференции раскрыть другие приоритетные направления, решение указанных проблем на предприятиях рыбной (пищевой) промышленности.

 

Спасибо за внимание

 

Добавлено 18 октября 2013 г.